
«Встречают по одежке…» - это о нем, о творце, который создает эксклюзивный образ для женщин, делая их красивыми, сексуальными, неповторимыми загадками для каждого мужчины. Известный дизайнер Александр Очеретный приоткрыл для Вас, читатели, завесу своего видения мира моды, красоты и дизайна.
- Александр, кто или что является «музой» в создании коллекций одежды?
Все идеи исходят из сердца. Я не могу сказать, какая работа у меня будет завтра или сегодня – все идеи зарождаются внутри меня, своего рода как зарождение ребенка, который вынашивается и рождается в виде идеи. Но появившаяся идея не редко видоизменяется, дополняется – мы ее уже солим, перчим, как салат.
Очень часто идеи приходят, когда я слушаю музыку. Например, еду я в машине, включаю диск, и у меня уже появляются видения – я вижу модель, которая идет по подиуму, ее жесты. Так у меня начинаются «первые шаги». Если приходит какая-то идея, и я, ее быстро не зарисую – она у меня уходит, потом даже не вспомню.
- А какая музыка Вас вдохновляет на подобные видения?
Мне нравится музыка, которая наводит на какие-то мысли, которая тебя куда-то мысленно переносит. Музыка, которая не просто «пустая», а музыка, где есть глубина. Для показа коллекции я использую 15-16 треков…
- Вы принимаете участие в подборе треков для показов?
Я в этом непосредственно участвую - когда я сажусь со звукооператором, он мне по тематике открывает целую картотеку, потом я прослушиваю музыку, и если вижу, что эта музыка с моделями вяжется – значит подходит. Музыка имеет очень большое значение – это как рамка для картины.
- Ну, а все-таки, кто из исполнителей Вам импонирует?
Мне нравится просто музыка, смысл слов – он зачастую глупый. Люблю классику, что-то европейское, когда ты слышишь музыку, а слов не понимаешь. Я английский не знаю…
- Какой-то другой иностранный язык знаете?
Нет… У меня был случай, я поехал в Англию и сижу в «ужасе» (смеется) - как это, я там, в аэропорту не зная языка. Меня тогда спасло то, что со мной летел Андре Тан, который знает английский – у меня уже и настроение поднялось.
Я когда на уроках сидел – все видели, что, я где угодно, но не на уроке.
- Александр, кто вы по образованию?
Я заканчивал сначала техникум по специальности художник-модельер-конструктор. На то время в Украине было два учебных заведения и дети в них собирались лучшие из лучших. После окончания, меня забрали в Хмельницкий университет «Подолье» на кафедру технологии и дизайна. Там сразу взяли в студенческий Дом моды, и с первого года у меня были показы в Питере, в Москве.
После учебы, у меня уже пошли профессиональные коллекции на «Сезонах моды».
- Сколько времени длится подготовка коллекции?
Где-то минимум полгода, я заканчиваю одну коллекцию – начинаю следующую. Бывает, что когда делаю коллекцию - все вроде бы нормально, потом у меня может произойти «крутой поворот», меня заносит – и то, что я делал уже «отметается», только частично что-то берется от первоначальной коллекции и добавляется в совершенно противоположную.
- В этом году Вы продемонстрировали на «Винницком подиуме» совершенно иную коллекцию, нежели в прошлом, как удалось так «круто» повернуть?
Изначально у меня японской тематики в новой коллекции совершенно не должно было быть – у меня должна была быть коллекция, аля «Мерлин Монро».
А «крутой поворот» в нынешней коллекции произошел волею случая. Когда у меня был показ в Киеве, в финале у меня выходила Снежана Егорова. Фонограмму писал человек, который пишет музыку для театров Украины. Там была фонограмма на 4,5 минуты, в ней были японские мотивы, и она (Снежана Егорова) за нее «отвалила» очень круглую сумму. А я думаю, что этой сумме пропадать – надо же ее отработать. (Смеется).
Вообще в коллекции мало чего японского. Мировая тенденция сейчас – это пояса (тонкие, широкие) на линии талии, а японскому национальному костюму пояс присущ. Ну, еще расцветка шелка на некоторых изделиях – все остальное можно сказать, что оно европейское.
Название коллекции «Восток сквозь призму Европы» - Восток, потом пошло искажение одежды и - Европа, Востока – очень мало. Восток мне больше был нужен для театральности, для шоу.
- Как на новую коллекцию отреагировали Ваши клиенты?
Эта коллекция, можно сказать, уже продана. Мои клиенты ждали эту коллекцию, так как в каждой «вещичке» есть их частица. Я немножко чувствую женщин, для которых создаю одежду, и когда возникают идеи, представляю, кого я вижу в том или другом наряде.
- Вы следите за мировыми тенденциями в моде?
Профессиональный дизайнер должен владеть мировыми тенденциями. Я в Fashion индустрии уже 10 лет, то за это время многое повидал. Каждый год у меня минимум две коллекции, большие коллекции, а бывало что и на определенные конкурсы, фестивали создавал мини-коллекции.
В любом случае, должен быть труд над самим собой – каждая коллекция идет, как ступенечка и, если остановиться и нечего не делать, то ты минимум на 2-3 года возвращаешься назад.
- Насколько разные понятия «европейская мода» и «украинская»?
Когда у меня был показ в Лондоне в рамках лондонской недели на конкурсе EuFURia Awards (проходил в знаменитом лондонском универмаге Selfridges в феврале 2007 года – авт.), то мне там дали вторую премию. На конкурсе было условие, что бы в коллекции использовалось 30% искусственного меха. У меня моделью выходила Влада Литовченко. Организаторы не могли подумать, что Украина привезет тренды. Потом эти же тренды я представил в Киеве, и некоторые коллеги эти тренды не поняли. Если Европа эти тренды оценила, то здесь сказали, что у меня перебор.

- Александр, где находится Ваша «лаборатория» и сколько у Вас помощников?
«Лаборатория» - она у меня в Виннице, там работает 13 человек – это мои коллеги, так сказать - костяк. Также есть визажисты, парикмахеры, с которыми я обычно работаю, и которые уже проверенные люди.
- Александр, вы отшиваете вещи в единственном экземпляре или еще кто-то может заказать понравившуюся модель?
Вещь может быть не в единственной экземпляре, но, есть и такие, которые в единственном экземпляре. Есть вещи, которые попадают к «большим» VIPам…
- И к кому же?
(Смеется) Очень многие мои клиенты являются моими друзьями – это и Руслана Писанка, Снежана Егорова…
- А цены на Ваши изделия рассчитаны только для VIP-клиентов?
Если о ценах, то я бы отнес их к среднему и elit-классу.
Из чего состоит вещь? Вещь состоит из ткани, из затраченных материалов, из затраченной работы (сколько часов уходит на эту ткань) и соответственно цена формируется уже исходя из вот этих критериев. Есть вещи, которые из дешевых тканей – они дешевле, из дорогих – дороже. Больше работы – тоже дороже.
- Какой суммой вы оценили свое самое дорогое творение?
О коммерции, я говорить не хочу, потому что, в любом случае, вещи свои не продаю по сумасшедшим ценам. Для меня лучше, что бы они жили на ком-то, чем они у меня будут просто висеть в магазинах, пылиться и ждать своего «звездного покупателя», который «отвалит очень круглую сумму» за них.
Я, в первую очередь, делаю коллекцию для себя – у меня финансовая сторона не стоит на первом плане.
- Мне в Вашей последней коллекции очень понравились юбки со вставками и, если я захочу себе ее, сколько она будет стоить?
Например, если юбки у нас катоновые, то они стоят около тысячи гривен - я не могу сказать, что это очень дорого, потому что это итальянские ткани со вставками французского шелка…
- А платья, например, дымчато-серого цвета с розовым?
Понял. Там шелк дороговатый, поэтому это платье будет в районе 2 тысяч гривен.
- А сколько в этой цене, в процентном соотношении, составляет Ваше имя?
0%. (Смеется)
- Как 0?
Я же Вам объясняю – я своим именем не торгую. Я шью для своих друзей, знакомых, для них и делаю своего рода скидки. Мне доставляет удовольствие сделать человеку приятно.
- Что готовите на следующий сезон?
Задумки есть…
- Мех будет?
Мех будет, в любом случае.
Я еще пока не знаю к чему привязать – то ли к России привязать коллекцию из Франции…
Мне кажется, в душе у меня все-таки живет француз. Хотя я не был во Франции, но мне кажется, что я там был…
- Александр, а сами Вы, где покупаете одежду?
Я себе не очень сильно интересен. Если бы у меня была мега-модельная внешность или я бы таковым, что «человек влюбленный в себя, соперников не имеет» тогда…
Но мне не интересно привлекать к себе внимание своим внешним видом. Я ведь, все-таки женский мастер и понимаю то, что женщина – прекрасная половина человечества, и она должна быть в центре, и никто не должен ее затмевать.
- Чем Вы занимаетесь кроме Fashion?
У меня талантов много. Я очень люблю готовить. Кухня – это площадка для экспериментов. Мне очень нравится кухонная профессиональная техника и все, что к ней прилагается.
- А блюда, какой кухни любите готовить?
Больше, я конечно, люблю европейскую кухню, но в последнее время меня пробивает на японскую кухню.
- Суши готовить умеете?
Конечно.
- Александр, путешествовать любите?
Я очень ленивый, но если мне скажут, что такого-то числа показ в Египте, тогда я буду собираться. А бросить вот так работу и ехать куда-то, я вообще не понимаю, как это путешествовать, потому что я постоянно работаю.
- А отпуск у Вас хоть есть?
Отпуск – я больной буду. У меня бывает иногда, что когда много работы – коллекции, коллекции, коллекции, потом «бах» - все прошло и у меня такая пустота внутри, и мне тогда плохо. В последнее время работы предостаточно.
- Александр, ночью новые идеи Вам снятся?
Нет, такого у меня нет.
Я прихожу на работу – я работаю, я прихожу домой – про работу даже не разговариваю, потому что у меня есть семья, есть дети, трое причем. Семья – это та же коллекция, которой не меньше нужно уделить внимания, а то и больше. Я никогда не путаю работу с семьей, с домом. Когда ты дизайнер – ты должен быть дизайнером, а когда отец – отцом, а не так, что бы дети росли сами по себе.
- Ваша супруга принимает участие в создании коллекций?
У моей супруги экономическое образование и она занимается у меня бухгалтерией. И то, что я делаю, я ей даже не показываю. Мне важно ее мнение, когда коллекция уже создана.
Многих людей я корректирую – тебе в этом плохо, тебе это не идет и мне как-то чужие мнения не очень-то и надо.
- Свою супругу Вы одеваете?
Да.
Записала Владислава Дмитришина, ВИННИЦА.info